Выступление 
Омутнинских педагогов на чтениях "Истина школы"


ПЕДАГОГИКА: ЕДИНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
(текст выступления на VI Международных педагогических Чтениях по гуманной педагогике "Истина школы", 9.01.2007 г.)

Пускай душа стремится к Свету, хотя нелёгок, труден путь.
С путей же, к Новому Завету, - не уклониться, не свернуть.
С путей гармонии души, с путей мечтаний и надежд,
Чтоб от бездушия уйти, От скудоумия невежд.
От равнодушия, от страха, от безысходности, от бед,
От истлевающего праха…Конца пути, поверьте, нет!
Анатолий Шитов

Нет, наверное, ничего более важного в развития человека, чем воспитание. Именно от качества воспитания зависит, станет ли ребенок в будущем Человеком. К сожалению, приходится констатировать, что количеству и качеству воспитания, на современном этапе развития общества уделяется недостаточно внимания. Не только педагоги, но и родители, чаще сосредоточены на обучении детей в ущерб воспитанию. В детях пестуются знания и умения, а духовно - нравственное формирование личности отходит, к сожалению, на второй план. Попытки отдельных педагогов-предметников, классных руководителей выстроить свои воспитательные системы в масштабе отдельно взятого класса или предмета разрозненны и потому не состоятельны. В результате - "у семи нянек дитя без глаза…".

Принцип единства воспитательных воздействий, как одну из основ педагогики, нельзя проигнорировать. Только при объединении усилий всех потенциальных субъектов воспитания, возможен качественный процесс формирования как отдельной личности, так и общества в целом.

Именно из побуждения объединения усилий всех участников воспитательно-образовательного процесса родилась идея создания Социально-педагогического комплекса "Семья". Ее инициатором выступил Совет общественности Омутнинского района Кировской области. Пройдя процедуру общественного обсуждения, получив поддержку круглого стола, в работе которого участвовало более 20 различных организаций и структур города и района, Комплекс обеспечил себе путевку в жизнь. Так родилась идея создания на территории района структуры, обеспечивающей объединение разрозненного творческого потенциала педагогических воздействий в единое образовательное пространство.

Задачами социально-педагогического комплекса стали: создание единой сферы воспитательных воздействий и подходов в процессе формирования личности; создание структуры межведомственных взаимодействий и связей потенциальных субъектов воспитания с целью формирования осознанного родительства у молодежи.

Программа "Семья" предполагает объединение в социально-педагогический комплекс заинтересованных организаций, учреждений, отдельных личностей, желающих улучшить качество развития и детей, формирования их личности, используя новые формы оказания педагогической и социальной помощи семьям. Структура СПК "Семья" включает в себя целый ряд самостоятельных, функционирующих автономно, элементов единого воспитательного пространства, где каждый блок, в тоже время, является продолжением предыдущего и началом следующего блока всего комплекса воспитательных воздействий. И только реализация всех элементов в полном объёме в состоянии дать максимальный воспитательный эффект. Структура СПК "в идеале" отражена в схеме (приложение). Таким образом, суть реализации программы заключается в отлаженном, последовательном взаимодействии ряда "ступеней единой цепи". Где каждая ступень представляет собой объединение различных специалистов сферы образования, здравоохранения, культуры, представителей общественности, направленное на решение проблем определённого этапа формирования семьи.

В концепции программы процесс воспитательных воздействий начинается не с момента рождения, как это было принято в старые "добрые" времена, а с момента возникновения у будущих супругов мысли о создании семьи и появлении детей. Мысль материальна и по законам ноосферы все начинается именно с неё. Момент зачатия - это всего лишь продолжение, а правильнее сказать, практическая реализация уже мысленно сформированной ноосферной сущности - мыслеобраза будущего ребенка. Далее процесс продолжается в пренатальном или внутриутробном периоде и требует ничуть не менее, и даже наоборот, более пристального внимания. Ноосферное и пренатальное воспитание - это новые отрасли в педагогике. В рамках Комплекса планируется осуществлять формирование основ пренатальной педагогики. Такой подход не только пролонгирует воспитательный процесс, но и существенно влияет на его качество, позволяя воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его развитии. В связи с этим, для раннего формирования личности ребенка, Комплекс предусматривает два начальных этапа.

Стартовым является этап психологической подготовки молодых людей к супружеству, к рождению детей. Это не что иное, как формирование культуры осознанного родительства, чувства ответственности за новое поколение. Здесь предполагается создание клуба просвещения молодых людей, готовящихся к вступлению в брак и молодоженов. В рамках клуба будет реализована возможность общения, обмен взглядами, мнениями, получение научной информации и консультаций специалистов в области семьеведения, воспитания подрастающего поколения, семейного права, психологии и педагогики.

Пренатальное воспитание - следующая ступень деятельности Комплекса. Формирование личности ребёнка в дородовой период его существования - технология внутриутробного воспитания осуществляется на базе Пренатального Центра помощи молодой семье "Росток". Центр создан на базе одного из городских детских садов. В рамках работы Центра супруги, готовящиеся стать родителями и уже ждущие ребёнка, осваивают принципы, методы и приемы внутриутробного воспитания, привыкают к осознанию того, что ребёнок, еще не появившийся на свет, уже имеет связь с внешним миром и живет полноценной жизнью. Такое понимание позволяет родителям проникнуться еще большей любовью к своему ребенку и ощутить ответственность перед ним.

С момента появления малыша на свет подходы и методика воспитания ребенка меняются. Поэтому третий этап деятельности Комплекса - работа с семьями - родителями и их детьми до 1,5 лет, не охваченными учреждениями дошкольного образования. Родители с детьми, не посещающими ещё образовательных учреждений, имеют возможность посетить родительские школы: "Кроха" и "Мое солнышко", сформированные на базе детских садов города в 2004 году. В школах организуют и проводят занятия с родителями и детьми разные специалисты: педагоги, психологи, медицинские и музыкальные работники. Такая работа позволяет объединить усилия дошкольных учреждений и заинтересованных институтов детства и семьи, повысить родительскую компетентность, оказать психологическую поддержку семье в начальный период формирования личности ребенка.

В дальнейшем, на базе дошкольных образовательных учреждений планомерно ведётся просветительская работа с родителями детей от 1,5 до 7 лет, посещающих эти учреждения. В системе ведётся информирование родителей по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье. Всё это способствует расширению системы взаимодействия педагогов и родителей, повышению педагогической культуры родителей.

На следующей ступени развития ребёнка, в школе, к личности ученика предъявляются новые высокие требования. Не редко школьная жизнь сопровождается увеличением физических и психических нагрузок. С тем, чтобы ребенок смог их выдерживать, не растрачивая своего физического и духовного здоровья, в рамках работы Комплекса предусмотрена реализация здоровьесберегающих технологий.

В начальных классах отдельных общеобразовательных школ применяют элементы здоровьесберегающей технологии. д.м.н. В.Ф. Базарного - одной из лучших в России, отмеченная главным призом на конкурсе аналогичных программ в 2000 г. Программа позволяет активизировать не только физические резервы организма ребенка, но и успешно повышать его интеллектуальные и духовные возможности.

Более подробно об этом расскажут члены СПК, педагоги начальных классов Лалетина Марина Алексанлровна и Нелюбина Юлия Владимировна:

Как в воспитании нравственности и патриотизма, красоты и добра, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. 75% всех болезней человека заложено в детские годы. А почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для ребёнка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Кто, как не мы - педагоги должны их научить этому. Потому что мы с вами находимся с детьми больше времени, чем некоторые родители.

Можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.

Поэтому основной целью начального обучения является - развитие ребёнка при сохранении его здоровья.

В нашем районе некоторые учителя начальных классов начали обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно - развивающей среды. И уже есть положительные результаты. В этих классах, где работают данные педагоги, отмечается низкий уровень заболеваемости детей острыми респираторными заболеваниями.

Здоровьесберегающий урок - это урок нового типа. Он энергичный, деятельный, с динамической нагрузкой и высокой работоспособностью даже в конце урока. Он препятствует развитию утомления. На всех уроках (пусть это математика, русский язык или чтение) мы объединяем оздоровительные технологии и идеи гуманной педагогики.

Что же такое активная сенсорно - развивающая среда (АРС)

- Это учебное помещение (кабинет), где проходят уроки. В т.ч. там находятся различные средства сенсорной дидактики, технические средства обучения, учебные тренажёры и пособия. Основным назначением которых является побуждение ребёнка к продуктивной деятельности, стимулирование поиска, любознательности, познания и оздоровления.

Наши уроки отличаются от традиционных. Они проходят в режиме двигательной активности. Любой урок мы начинаем с дыхательной гимнастики или точечного массажа.

1. Все уроки наши дети работают в режиме смены рабочих поз "сидя-стоя".

Т.е. половина учеников (например, те, кто сидит на 1 варианте) часть урока сидят, как обычно за партой, а другая половина (2 вариант) стоят за конторками. Через 10 минут они меняются местами. А урок продолжается.

2. На каждом уроке дети находятся в режиме поиска - это режим деятельности, при котором принятие решения учащимися осуществляется в условиях постоянного сравнения. Основная задача: поддержание познавательного интереса к учебному материалу, развитие и реализация индивидуальных способностей. Он универсален для любой возрастной группы. Поиск можно организовать на каждом уроке.

3. Данная форма работы тесно переплетается с режимом смены зрительной рабочей дистанции - режим работы с учебно-методическим и наглядным материалом в условиях регулярного изменения удалённости объекта восприятия. Для этого мы используемна уроке

а) Две классные доски (на передней стене и боковой).

б) Сенсорно-дидактические подвески. Материал (это могут быть буквы, геометрические фигуры, картинки с растениями и животными и др.) подвешивается на крючки за ниточки, тем самым обеспечиваются колебательные движения наглядности, что важно для повышения эффективности зрительного восприятия.

в) Применяем Сенсорно-дидактические держатели предназначены для демонстрации наглядности (мелких картинок, цифр, фигурок)

г) Используем Схему универсальных символов ("восьмёрка" на потолке) - приспособление для выполнения зрительного тренажа. Она используется как средство профилактики зрительного утомления в условиях напряжённой работы.

д) Нам помогают подручные средства - окна, простенки, свободные площади стен, двери, выключатель, цветочные горшки. Основная функция: профилактика зрительного утомления, развитие логического мышления и творческого воображения учащихся, работа в режиме ближнего и дальнего зрения, преодоление эффекта замкнутого пространства.

5. Для развития пространственного представления наши уроки проходят в режиме образного моделирования (экологическое пейзажное панно, размером не менее 2 м на 1.5 м на задней стене). Лучше использовать пейзажи родной местности. На картину мы прикрепляем различные сюжетные картинки, в зависимости от темы и целей урока.

Данную технологию АРС мы используем на всех учебных занятиях. Особенно дети любят уроки Доброты и Красоты.

Цель таких занятий - научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей жизни, своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявить себя в творчестве. Многие уроки составлены таким образом, чтобы в работе над ними участвуют не только дети, но и члены их семей. Для этого предлагаем интервью с родителями, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым.

Постоянный диалог с взрослыми, подкрепленный творческими заданиями, высокими примерами из литературы и жизни, обязательно поможет нашим детям стать счастливее и мудрее, а оздоровительные технологии сделают их красивыми и крепкими.

Таким образом, мы пытаемся сформировать не только физически, но и духовно здоровое подрастающее поколение.

Для решения вопросов духовно-нравственного воспитания на ступени основного и среднего образования программой СПК предусмотрена реализация курсов: "Этика и психология семейной жизни", "Духовно-нравственные основы семьи", "Школа родителей", "Мой выбор", "Этика и эстетика", "Основы пренатальной педагогики". В рамках деятельности Комплекса часть программ разработана и частично реализуется не только с учащимися общеобразовательных школ, но и со студентами медицинского училища и педагогического колледжа.

Таким образом, совокупность межведомственных: педагогических, оздоровительных и правовых воздействий, совершив "круг", возвращается к своему истоку, охватив собой целое поколение детей, подростков и молодежи. И теперь уже новое поколение, более подготовленное к родительству, попадает в сферу влияния Социально - педагогического комплекса "Семья". И это новое поколение, планируя будущее свой семьи, будет совсем по - иному, более осознанно и ответственно подходить к процессу воспитания детей. Процесс формирования осознанного родительства повторяется, но уже более осознанно, на более высоком воспитательном уровне. И так, "круг за кругом", от поколения к поколению, будет повышаться уровень культуры в молодых семьях, а отсюда и уровень культуры общества в целом. Так формируется и осуществляется "спираль воспитания", "спираль" возвышающая, уводящая в более высокие сферы культуры. Так осуществляется бесконечный принцип совершенствования, процесса формирования духовно - нравственной личности. И это явится одним из путей оздоровления общества, выхода из духовно - нравственного тупика, в котором оно находится на протяжении последних десятилетий.

Как уже говорилось выше, данный межведомственный подход в воспитании является инновационным, а значит и требует иного, нетрадиционного осмысления, новых подходов и технологий, новых образовательных программ. Здоровьесберегающие технологии и ноосферное образование, пренатальное воспитание и родительские школы, формирование этических и духовных принципов в человеке - есть не что иное, как педагогика Культуры - Гуманная педагогика - инновационная педагогика будущего. Это потребует, и требует уже формирования новых педагогических кадров. В связи с этим в рамках Комплекса, начата работа с педагогами. Эта работа предусмотрена в рамках восьмого блока комплекса.

Выступление
Медведевой Тамары Валентиновны

Творческая группа "Союз учительских сердец" объединила педагогов-единомышленников дошкольных образовательных учреждений и школ. В неё вошли воспитатели детских садов, логопеды, психологи, учителя начальных классов, представители общественности. Творческая группа образована в марте 2006 года после семинара Ш.А. Амонашвили в г. Кирове. У нас прошло пять заседаний. Все они были посвящены раскрытию идей Гуманной педагогики. Цели, задачи, этапы работы, тематика прошедших встреч представлены в буклете. Чтобы было понятно, как проходит работа Творческой группы, приведу для примера алгоритм одного из заседаний. Тема: "Помогите ребенку быть счастливым".Как учил нас Ш.А. Амонашвили надо идти к Гуманной педагогике путем изучения классиков - Метров педагогики и психологии. Так мы и делаем, на каждом заседании ведется рубрика с таким красивым названием: "Великие были, нам есть с кого вылепить судьбы…"

Весь мир нынче отмечал 110-летие со дня рождения Л.С.Выготского и мы на этом заседании знакомились с Выгодским не только как с ученым - вождем психологии и дефектологии, а с Выгодским, как человеком. Мы открыли для себя грани его личности, человеческие качества, интереснейшие вехи его короткой жизни, пробудили интерес к его трудам. Музыкальное сопровождение усилило полученные впечатления. На каждом заседании Творческой группы мы стараемся насытить пространство живой музыкой. "Наполнив музыкой сердца, мы все становимся добрее…"

На этом заседании обсуждалась проблема "Природа в ребенке". Мы рассматривали духовный и материальный аспект восприятия ребенка педагогом.

На заседаниях ведется рубрика "Бедства детства". Статистические данные, примеры из практики заставляют задуматься каждого над происходящим в обществе.

Рубрика "Урок поэтической педагогики" способствует самосовершенствованию, позволяет заглянуть в себя и через поэзию глубже осмыслить необходимые изменения, подходы к детям. Мудрые мысли, стихи мы решили собирать в таких альбомчиках для каждого члена Творческой группы.

"Изучаем, вникаем, спорим…". Под таким девизом идет нацеливание участников на дальнейшую работу дома. В домашнем задании мы предлагаем просмотр видеоматериалов, изучение книг серии "Антология гуманной педагогики" и другой литературы.

На большинстве заседаний практикуются открытые уроки, занятия. Эту рубрику мы назвали " Уча - учимся". Вот по такому алгоритму строятся заседания Творческой группы по Гуманной педагогике.

Радует то, что нас поддерживают и помогают нам специалисты Управления Восточного образовательного округа Департамента образования Кировской области, методисты районного методического кабинета Омутнинского района.

Конечно, есть трудности претворения идей Гуманной педагогики в жизнь, повседневную практику. Беспокоит то, что пока не подключились к работе Творческой группы учителя среднего звена и старших классов, хочется расширить наши ряды. Тем не менее, мы не теряем оптимизма, помня о трудном начале лучших дел.

Перспектива развития взаимодействия отдельных "структур" Комплекса рассматривается как отлаженная система межведомственных связей. В дальнейшем, просматривается реальная возможность развития взаимодействия заинтересованных учреждений, объединений, общественных структур всего района и образовательного округа в целом. Так, опыт работы Комплекса "Семья", шагнет за пределы района, а затем и области.

Комплекс ещё молод, - в самом начале своей реализации. Предстоит немало потрудиться, чтобы довести эту идею до её полной реализации на практике. Концепция Комплекса в феврале 2006 года была представлена педагогу-гуманисту, академику РАО, руководителю Международного Центра гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, а в октябре 2006 г., и Совету этого Центра в Москве. Они была по достоинству оценены и рекомендованы для дальнейшей реализации. Получение таких рекомендаций и оценок - высокая честь. Это придаёт сил и уверенности на тернистом пути созидания гармонии и красоты воспитания.

Председатель социально-педагогического комплекса, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

В.А. Корепанов
г. Омутнинск Кировской обл.


Если Вы нашли опечатки или хотите сообщить полезную информацию по данной теме, Вы можете добавить комментарий или отправить письмо
Найти: на

© Кировская лаборатория гуманной педагогики
www.klgp.narod.ru :: klgp@yandex.ru

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Hosted by uCoz