Концепция 
РАЗВИТИЯ ЛАБОРАТОРИИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРЕАМБУЛА

Поиск и обретение духовной свободы личности - веление времени. Духовный кризис общества, как результат кризиса систем образования и Культуры, заставляет искать новые пути выхода из создавшейся ситуации.
Педагогика, как и любая другая наука, зиждется на поиске, открытии и исследовании новых форм, средств и методов формирования и становления личности. Одним из направлений педагогического поиска в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования на современном этапе, - является гуманно-личностная педагогика, сформировавшаяся в России в начале 20 столетия и получившая в последующем широкое мировое признание. У её истоков стояли: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и многие другие выдающиеся русские педагоги-гуманисты. В наши дни эти традиции продолжает педагог-гуманист, д.п.н, профессор, академик РАО - Ш. А. Амонашвили. Под его руководством на протяжении нескольких десятилетий в России, в Москве, при МГПУ успешно работает созданная им, Международная лаборатория гуманной педагогики. В разных городах нашей страны под её патронажем работает около 150 лабораторий и творческих объединений этого направления. Практика такой лабораторной деятельности распространилась далеко за пределы стран СНГ.
Ш.А. Амонашвили, которого называют сегодня учителем века, обобщил опыт классической педагогики, опыт педагогов-гуманистов прошлого и настоящего. Его издательский дом выпускает уникальное, академически выверенное собрание сочинений классической педагогической литературы.
Гуманно-личностный подход Ш. А. Амонашвили, предложенный с учетом богатейшего опыта культурных и мировых традиций, как направление в педагогике, способное успешно решать современные педагогические задачи, заслуживает самого пристального внимания с целью реализации в образовательном процессе.
Данная концепция разработана с учетом многолетнего опыта применения идей гуманной педагогики. Основанная на принципах гуманного педагогического мышления, позволяет по - новому, более раскрепощенно, с уважением смотреть на ребенка, с верой в возможности его самобытной природы, определяя высокую цель: формирование духовно- нравственной и высокообразованной личности.
Основополагающим элементом концепции развития Лаборатории ГП является концепция гуманно-личностного подхода к ребёнку, изложенная в трактате академика РАО Ш.А. Амонашвили "Школа жизни", где ребёнок воспринимается таким, какой он есть с его природой, его космичностью, безграничностью заложенного в нём потенциала, миссией, энергией и свободной волей.
Где в структуре иерархии ценностей сначала рассматриваются религиозно-философские аспекты, и только потом педагогические. Таким образом, религиозно-философские ценности вводятся основополагающим элементом в педагогическую науку. Так возникает гуманная педагогика, основанная на духовно-нравственных ценностях бытия. Вот как об этой педагогике говорит академик РАО Ш.А. Амонашвили:
"Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах".

ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ

1. Создание пространства гуманной педагогики в Кировской обл.
2. Содействие развитию гуманного педагогического мышления всех участников воспитательного процесса Кировской обл.
3. Содействие распространению и реализации идей и опыта гуманно-личностной педагогики в Кировской обл.

ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

1. Консолидация общества в решении проблем образования путём продвижения и внедрения идёй гуманной педагогики.
2. Формирование общности педагогов осуществляющих личностно-ориентированный подход к детям в образовательном процессе.
3. Содействие обмену опытом практического применения идей гуманной педагогики.
4. Содействие и координация работы партнёров Лаборатории гуманной педагогики Кировской области, а также групп, творческих коллективов, лабораторий, детских садов, школ, ВУЗов, работающих в русле гуманной педагогики.
5. Организовать мониторинг результатов развития детей в условиях гуманно-личностного образовательного процесса.
6. Сбор и систематизация информации об идеях и опыте педагогов-гуманистов, результатов теоретических и научно-экспериментальных исследований в русле теории гуманно-личностного подхода к детям.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЛАБОРАТОРИИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Эволюция жизни постепенно выдвигает перед человеком новые требования, без которых дальнейшее развитие становится затруднительным. Всё развивается, требуя новых подходов, нового мышления, нового научного мировоззрения.
Педагог, - в буквальном смысле "ведущий за руку". В связи с этим, к педагогу предъявляются особые требования. Педагог, как ведущий, должен обладать передовым научно-философским мировоззрением, владеть пониманием смысла жизни, знать место человека в окружающем мире, в космосе, в Мироздании. Сообразность с новой научно-философской картиной мира, как критерий оценки мировоззрения современного педагога, требует коренного преобразования его миропонимания.
Современные научные достижения значительно расширяют представление о человеке и его месте в системе мироздания. Русские философы и учёные - космисты Серебряного века (В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский и др.) принесли новое космическое мировоззрение. Педагог М.Монтессори и гуманист К. Вентцель работали над концепцией космического образования. Новый мировоззренческий опыт позволяет и дальше развивать гуманное педагогическое мышление - основу нового направления в образовании - гуманной педагогики.
Гуманная педагогика, как новый, научно обоснованный взгляд на человека даёт нам более глубинное, расширенное представление о ребёнке. Кто он? Каковы его жизненные задачи? В чём цель и смысл жизни? Каковы законы и принципы его развития?
Обращаясь к учёным-космистам, философам, классикам педагогики и психологии современный педагог открывает для себя новые горизонты и глубины гуманного педагогического мышления. Неоценимую услугу в этом окажет классически выверенное собрание сочинений издательского дома Ш.А. Амонашвили "Антология гуманной педагогики". Это издание поможет педагогу, шаг за шагом, открывать новые элементы гуманного педагогического мышления.
Центр гуманной педагогики, рассматривая новые концептуальные модели образования, базирующиеся на новом научно-философском мировоззрении, предлагает созвучный времени новый синтетический подход к вопросам образования, по трём направлениям:
1. - изучение источников мировых религий, как источников классических педагогических знаний,
- изучение классической педагогики и психологии, обобщённых "Антологией гуманной педагогики" Издательского дома Ш.А. Амонашвили. (Сухомлинский, Песталоцци, Выготский, Давыдов, Эльконин, Узнадзе, Фертштейн и др.)
- Изучение отечественной философии Серебряного века (Бердяев, Ильин, Соловьёв, Флоренский, Рерих)
- изучение основных положений трактата "Школа Жизни" (автор - академик Ш. А. Амонашвили), которые, по сути, являются концептуальной основой гуманно - личностного подхода к ребенку.
2. Практическая реализация идей гуманной педагогики (внутренняя лаборатория)
3. Наработка рекомендаций. Обмен опытом по принципу: "Узнал сам - передай другому".

Данный подход способствует выработке качественно новой методологии содержания образования.
Центр гуманной педагогики помогает всем участникам образовательного процесса по-иному, в духе времени, осознать цели, задачи, ценностные ориентиры общества и реализовать их в системе образования.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛГП

1. Общее Благо:
Усилия каждого участника:
- для достижения общих целей и задач ЦГП;
- на благо всех и каждого в отдельности;
- на благо человечества.
2. Сотворчество:
Сотрудничество различных специалистов - участников образовательного процесса в единой сфере образовательных воздействий, где каждый ребёнок - субъект воспитательного процесса.
3. Творческий диалог:
Равноправное творческое сотрудничество, с учётом позиции каждого участника процесса, в т.ч. и ребёнка.
4. Саморазвитие:
Творческий поиск и самопознание с целью саморазвития и самосовершенствования. Улучшение себя есть большее, что каждый может сделать для других, для Общего Блага.
5. Синтез:
Синтетический подход, ведущий к расширению сознания, вмещению новых научных знаний и открытий, допущению синтеза различных наук, к осмыслению новой научно-философской парадигмы Мироздания, к гармонии и красоте.
6. Сердечность:
Признание духовного сродства всех через Сердце - духовную обитель Любви и Сострадания, обитель Бога в человеке. "Бог внутри вас есть…" (Евангелие). Через добросердечное единение происходит объединение всех в "Духе и Истине". Путь сердца, путь добросердечия, самый краткий путь к единству всего сущего, главному принципу гуманизма.
7.Допущения:
- религиозно - философских ценностей в педагогике,
- Веры в ребенка, его природу, его космичность и безграничность, его миссию по отношению к людям, его бессмертную Душу,
- Ребенок - субъект взаимоотношений, учитель для других, мудрец.
- Веры, как предчувствия знания.
8. Практический:
- практическая реализация идей Гуманной педагогики (внутренняя лаборатория).
9. Открытости:
- наработка рекомендаций, обмен опытом по принципу: " Узнал сам - передай другому".

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛГП

Научно-исследовательское
- Организация и проведение научно-исследовательской и экспериментальной деятельности.
- Руководство поиском исследователей и координация их работы.
- Исследование проблем гуманной педагогики в Кировской обл.
- Мониторинг и систематизация результатов научно-исследовательской деятельности и передового опыта в рамках деятельности ЛГП.


Научно-просветительское
- Распространение идей гуманной педагогики посредством СМИ, пед. чтений, конференций, круглых столов, семинаров, лекториев, выставок, творческих встреч, литературы, аудио, видео, печатных и электронных материалов.

Информационно-рекламное
- Осуществление информационной связи с Международным Центром гуманной педагогики в Москве,
- Распространение информации о работе ЛГП всем заинтересованным инстанциям
- Информационное обеспечение структурных подразделений ЛГП литературой, учебными пособиями, программами, курсами, передовым пед. опытом и результатами исследований в сфере ГП.
- Осуществление информационной связи с структурными подразделениями (лабораториями, творческими объединениями)

Учебно-методическое
- Оказание учебно-методической помощи участникам образовательного процесса (ДОУ, СОУ, ССУЗы, ВУЗы, лабораториям, тв. объединениям)
- Разработка метод. Семинаров, пед. Чтений, творческих встреч, программ, курсов, пособий по вопросам ГП.
- Формирование и организация методических советов по направлениям деятельности.
- Оформление передового пед. опыта и результатов научно-исследовательской деятельности в рамках гуманной педагогики
Организационное
- Организация конференций, семинаров, пед. чтений, творческих встреч, выставок и др. мероприятий в рамках работы ЛГП
- Формировние и организация деятельности тв. объединений (групп, лабораторий) на местах.

Координационное
- Взаимодействие и координация структурных подразделений ЛГП.
- Координация по направлениям деятельности.

Издательское (в перспективе).

СТРУКТУРА ЛГП КИРОВСКОЙ ОБЛ.

ЛАБОРАТОРИЯ ГП КИРОВСКОЙ ОБЛ.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (РУКОВОДИТЕЛЬ)

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ( КС)
- Председатель КС
- Члены КС

ЦЕНТР ЛГП
При НОУ ДПО ЦПК РК ( г.Киров)

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
- Отделения
- Филиалы
- Творческие объединения (группы)

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Научно - исследовательское
- Научно- просветительское
- Учебно - методическое
- Организационное
- Координационное
- Информационно-рекламное

 

Если Вы нашли опечатки или хотите сообщить полезную информацию по данной теме, Вы можете добавить комментарий или отправить письмо
Найти: на

© Кировская лаборатория гуманной педагогики
www.klgp.narod.ru :: klgp@yandex.ru

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Hosted by uCoz