КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
районная комплексная программа
"СЕМЬЯ"


Совет общественности Омутнинского района
Администрация Омутнинского района, организационный отдел
612740, Кировская обл., г. Омутнинск, ул. Комсомольская, 9.
тел. (83352) 2 - 11 -31

"Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью"
Вирджиния Сатир,
американский психолог

ПРЕАМБУЛА

Перемены, происходящие в современном российском обществе, государстве, образовании, предъявляют новые требования к качеству и содержанию отношений образовательных учреждений и семьи. По-прежнему, самой сложной проблемой остаётся привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей. И, как следствие, - возникает необходимость в организации просветительской работы с родителями.

Педагогические коллективы на современном этапе должны объединить свои профессиональные умения с умениями родителей, помочь семьям в их культурном и духовном развитии в интересах детей.

Решение обозначенной проблемы возможно при условии расширения взаимодействия системы образования с другими заинтересованными системами - здравоохранения, культуры, спорта; общественными организациями.

Создание единого образовательного пространства для полноценного личностного развития каждого ребёнка обуславливает необходимость разработки единой программы по формированию у населения осознанного родительства.

Такая программа - "Семья" - предполагает объединение в социально-педагогический комплекс заинтересованные организации, учреждения, отдельные личности, желающие улучшить качество развития и образования детей, используя новые формы оказания педагогической и социальной помощи семьям. Комплексная программа "Семья" - это структура, включающая в себя целый ряд самостоятельных, функционирующих автономно, элементов единого воспитательного пространства, где каждый блок, в то же время, является продолжением предыдущего и началом следующего блока всего комплекса воспитательных воздействий. И только реализация всех элементов в состоянии дать максимальный воспитательный эффект. Именно этот принцип, принцип единства воспитательных воздействий положен в основу педагогики, который позволяет, не упустив ни одной детали, формировать гармоничную духовно-нравственную, социально-адаптированную, здоровую во всех отношениях личность. Именно этого не хватает сегодня нашей системе образования.

Суть реализации программы заключается в отлаженном, последовательном взаимодействии ряда "ступеней единой цепи". Где каждая ступень представляет собой объединение специалистов клубов, школ, секций и т.п., направленных на решение проблем определённого этапа формирования семьи.

Так, например, на начальном этапе создания новой семьи, когда молодая пара готовиться создать семью, планируется организовать службу психологической помощи, помочь молодожёнам подготовиться к ответственному шагу в их жизни; помочь наладить взаимоотношения, как между собой, так и с новыми членами семьи, помочь процессу подготовки к осознанному родительству.

На этой же "ступени" планируется организовать клубы общения для молодожёнов. Такие клубы помогут не только культурно организовать общение молодых супругов, но и могут стать методом, где молодые люди получат свои советы по ведению хозяйства, благоустройству своего быта и т.д.

Следующая "ступень" социально-педагогического комплекса предусматривает работу с семьёй, готовящейся к появлению ребёнка. Семья в период ожидания ребёнка и первых лет его жизни, переживает кризисный этап, зачастую оставаясь один на один со своими проблемами. Существующая практика, связанная с планированием, ожиданием и воспитанием детей раннего возраста, оказывается оторванной от требований и достижений современной психологии и педагогики.

Квалифицированная медицинская помощь, которую получает семья в этот период, оказывается явно недостаточной для решения все совокупности возникающих проблем. Грамотно организованное просвещение молодых родителей в области педагогики и психологии должно стать столь же неотъемлемой частью работы с молодой семьёй, как и медицинское сопровождение.

С этой целью в нашем городе, на базе детского сада № 20 "Росинка" создать пренатальный центр "Росток".Для продолжения деятельности пренатального центра "Росток" в дошкольных образовательных учреждениях города создать школы для молодых родителей.

Занятия в этих школах должны посещают родители, имеющие детей от 3-х месяцев до 1,5 лет. Это семьи, дети которых ещё не посещают детский сад. Работа в этих школах предусматривает как семинары-занятия с родителями, так и игровые упражнения с малышами. Молодые родители учатся проводить развивающие занятия со своими малышами. Получают информационно-методические материалы с описанием игр, рекомендаций по развитию речи, двигательных навыков и т.п. И, главное, родители учатся понимать своего ребёнка, поддерживать его инициативу, доверять и прислушиваться к желаниям малыша.

Организуют и проводят занятия с родителями и детьми разные специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, медицинские работники, музыкальные руководители и т.д.

Такая работа по использованию новых форм взаимодействия с семьями позволяет:
· Повысить родительскую компетентность и оказать психологическую поддержку семье в начальный период формирования ребёнка;
· Объединить усилия дошкольных учреждений, других заинтересованных институтов детства и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей с ранних этапов их развития.

В рамках комплекса социальные педагоги и психологи ведут факультативные занятия со студентами и старшеклассниками по курсам: "Пренатальной (дородовой) педагогики", "Культура родительства", "Этика и психология семейной жизни". . В общежитии колледжа педагогики, экономики и права для студентов открыть клуб по интересам, на котором рассматриваются вопросы осознанного родительства, раннего воспитания детей.

Таким образом, сеть образовательных учреждений для детей дошкольного возраста в нашем городе переживает трансформацию в учреждения социально-педагогической направленности.

В дальнейшем на базе дошкольных образовательных учреждений планируется организовать другие вариативные формы взаимодействия с социумом:
· группы кратковременного пребывания детей;
· группы или клубы выходного дня;
· группы для детей с ограниченными возможностями.

Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволит значительно повысить эффективность этого процесса. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов, родителей, общественности будут осуществляться независимо друг от друга, и все стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Поэтому, комплексная программа "Семья" предусматривает, прежде всего, взаимосвязь и взаимодополнение усилий всех субъектов воспитания, от ступени к ступени, а также предполагает партнёрство между различными структурами для обогащения проводимой работы.

Так, в рамках "клубного партнёрства" может быть организовано совместное заседание школы будущих матерей и молодых родителей. Где будущие мамы поприсутствуют на занятии с малышами, пообщаются с их родителями. Представители ветеранских организаций смогут обогатить содержание занятий с молодыми родителями бесценным жизненным опытом и т.д.

Процесс воспитания детей старше 1,5 лет продолжается в дошкольных образовательных учреждениях, где организовано также взаимодействие между педагогами и родителями.

В старших возрастных группах дошкольных образовательных учреждений "Росинка" и "Малыш", внедряется новая здоровьесберегающая технология доктора мед. наук В.Ф. Базарного, позволяющая не только сохранять, но и в определённой степени, восстанавливать утраченное здоровье.

Реализация данной технологии продолжается и в средних образовательных учреждениях. Эта преемственность в какой-то мере устраняет проблему отсутствия преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Формирование педагогической культуры у родителей детей с 7 до 15 лет и духовно-нравственное воспитание детей этого возраста позволяет осуществить программы следующего этапа реализации комплекса.

Воспитанию духовно-нравственных основ у более старших школьников и студентов медицинского училища и педагогического колледжа призвана воспитать программа "Духовно - нравственные основы семьи". Таким образом, к моменту вступления в брак, получившие среднее образование в СОУ и специальное образование в средних профессиональных учебных заведениях города, юноши и девушки будут уже готовы к серьёзной подготовке создания семьи. О том, как это должно происходить, уже говорилось в самом начале. О подаче заявления в ЗАГС и получения помощи службы практической психологии. Таким образом, круг воспитательных воздействий замкнулся. Будущие молодожены, планируя своё потомство, будут уже по-другому, более осознанно и ответственно относиться к процессу формирования семьи и воспитания своих детей нежели предыдущее. Цикл программы охватывает целое поколение. За это время на свет будут появляться новые технологии в образовании, и этап подготовки и переподготовки педагогических кадров всегда будет необходим. В связи с этим программа "Семья" предусматривает структуру подготовки, переподготовки и просвещения педагогических кадров и других субъектов воспитательного процесса. Педагоги и другие субъекты с новым прогрессивным мышлением и прогрессивными образовательными технологиями, обеспечат качественный процесс формирования личности детей и их родителей.

Процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров постоянно будет питать ряды системы муниципального образования нашего и соседних районов. В результате чего опыт работы комплексной программы "Семья" шагнёт за границы нашего района, а затем и области. Педагогическая система Социально-педагогического комплекса молода и перспективна. У неё большое будущее.

Так, организуя социально-педагогическое сопровождение, комплексная программа "Семья" обеспечит путь личности к осознанному родительству; тем самым, обеспечивая процесс формирования нового поколения грамотных, культурных, просвещённых родителей , что несомненно качественно скажется и на процессе формирования подростающего поколения.

ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ

- усовершенствовать процесс формирования личности
- сформировать сферу воспитания с механизмом единства педагогических воздействий.

ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

1. Выявить творческий потенциал педагогов, родителей и общественности.
2. Помочь творческим личностям реализовать свои идеи.
3. Объединить разрозненный творческий потенциал и разрозненные педагогические. воздействия единой сферой воспитания.
4. Сформировать недостающие звенья единой сферы педагогических воздействий.
5. Объединить различные подходы и усилия участников педагогического процесса в единый непрерывный процесс, действующий по принципу восходящей спирали.
6. Обеспечить качественно новый уровень организации воспитательной работы в рамках СПК

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научно-исследовательское:
- поиск, исследование, анализ: идей, проектов, программ;
- разработка механизмов реализации проектов, програм.

Информационно-рекламное:
- распространение информации о работе: СПК; программы "Семья"; принципе единства воспитательных воздействий;
- обеспечение участников комплекса необходимой информацией, методическими материалами.

Практическое:
- подбор, разработка и реализация программ;
- привлечение финансовых средств;
- организация мероприятий;
- формирование творческих групп;
- подготовка и повышение профессиональной компетентности педагогов;
- просвещение родительской общественности;
- подготовка и повышение профессиональной компетентности педагогов;
- помощь творческим педагогам, родительской и другой общественности в реализации своего творческого потенциала

Издательское:
- издание подборок информационных материалов, программ и т.д.

Председатель социально-педагогического комплекса,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
В.А. Корепанов

 

Председатель районного Совета общественности
При Администрации Омутнинского района,
Председатель ОРО "Мир через Культуру",
социальный педагог

 

А.Д. Шитов

Hosted by uCoz