Совет общественности
Омутнинского района "Если
мы хотим изменить мир, нужно изменить семью" Перемены, происходящие в современном российском обществе, государстве, образовании, предъявляют новые требования к качеству и содержанию отношений образовательных учреждений и семьи. По-прежнему, самой сложной проблемой остаётся привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей. И, как следствие, - возникает необходимость в организации просветительской работы с родителями. Педагогические коллективы на современном этапе должны объединить свои профессиональные умения с умениями родителей, помочь семьям в их культурном и духовном развитии в интересах детей. Решение обозначенной проблемы возможно при условии расширения взаимодействия системы образования с другими заинтересованными системами - здравоохранения, культуры, спорта; общественными организациями. Создание единого образовательного пространства для полноценного личностного развития каждого ребёнка обуславливает необходимость разработки единой программы по формированию у населения осознанного родительства. Такая программа - "Семья" - предполагает объединение в социально-педагогический комплекс заинтересованные организации, учреждения, отдельные личности, желающие улучшить качество развития и образования детей, используя новые формы оказания педагогической и социальной помощи семьям. Комплексная программа "Семья" - это структура, включающая в себя целый ряд самостоятельных, функционирующих автономно, элементов единого воспитательного пространства, где каждый блок, в то же время, является продолжением предыдущего и началом следующего блока всего комплекса воспитательных воздействий. И только реализация всех элементов в состоянии дать максимальный воспитательный эффект. Именно этот принцип, принцип единства воспитательных воздействий положен в основу педагогики, который позволяет, не упустив ни одной детали, формировать гармоничную духовно-нравственную, социально-адаптированную, здоровую во всех отношениях личность. Именно этого не хватает сегодня нашей системе образования. Суть реализации программы заключается в отлаженном, последовательном взаимодействии ряда "ступеней единой цепи". Где каждая ступень представляет собой объединение специалистов клубов, школ, секций и т.п., направленных на решение проблем определённого этапа формирования семьи. Так, например, на начальном этапе создания новой семьи, когда молодая пара готовиться создать семью, планируется организовать службу психологической помощи, помочь молодожёнам подготовиться к ответственному шагу в их жизни; помочь наладить взаимоотношения, как между собой, так и с новыми членами семьи, помочь процессу подготовки к осознанному родительству. На этой же "ступени" планируется организовать клубы общения для молодожёнов. Такие клубы помогут не только культурно организовать общение молодых супругов, но и могут стать методом, где молодые люди получат свои советы по ведению хозяйства, благоустройству своего быта и т.д. Следующая "ступень" социально-педагогического комплекса предусматривает работу с семьёй, готовящейся к появлению ребёнка. Семья в период ожидания ребёнка и первых лет его жизни, переживает кризисный этап, зачастую оставаясь один на один со своими проблемами. Существующая практика, связанная с планированием, ожиданием и воспитанием детей раннего возраста, оказывается оторванной от требований и достижений современной психологии и педагогики. Квалифицированная медицинская помощь, которую получает семья в этот период, оказывается явно недостаточной для решения все совокупности возникающих проблем. Грамотно организованное просвещение молодых родителей в области педагогики и психологии должно стать столь же неотъемлемой частью работы с молодой семьёй, как и медицинское сопровождение. С этой целью в нашем городе, на базе детского сада № 20 "Росинка" создать пренатальный центр "Росток".Для продолжения деятельности пренатального центра "Росток" в дошкольных образовательных учреждениях города создать школы для молодых родителей. Занятия в этих школах должны посещают родители, имеющие детей от 3-х месяцев до 1,5 лет. Это семьи, дети которых ещё не посещают детский сад. Работа в этих школах предусматривает как семинары-занятия с родителями, так и игровые упражнения с малышами. Молодые родители учатся проводить развивающие занятия со своими малышами. Получают информационно-методические материалы с описанием игр, рекомендаций по развитию речи, двигательных навыков и т.п. И, главное, родители учатся понимать своего ребёнка, поддерживать его инициативу, доверять и прислушиваться к желаниям малыша. Организуют и проводят занятия с родителями и детьми разные специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, медицинские работники, музыкальные руководители и т.д. Такая работа по использованию новых форм взаимодействия
с семьями позволяет: В рамках комплекса социальные педагоги и психологи ведут факультативные занятия со студентами и старшеклассниками по курсам: "Пренатальной (дородовой) педагогики", "Культура родительства", "Этика и психология семейной жизни". . В общежитии колледжа педагогики, экономики и права для студентов открыть клуб по интересам, на котором рассматриваются вопросы осознанного родительства, раннего воспитания детей. Таким образом, сеть образовательных учреждений для детей дошкольного возраста в нашем городе переживает трансформацию в учреждения социально-педагогической направленности. В дальнейшем на базе дошкольных образовательных учреждений
планируется организовать другие вариативные формы взаимодействия с
социумом: Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволит значительно повысить эффективность этого процесса. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов, родителей, общественности будут осуществляться независимо друг от друга, и все стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому, комплексная программа "Семья" предусматривает, прежде всего, взаимосвязь и взаимодополнение усилий всех субъектов воспитания, от ступени к ступени, а также предполагает партнёрство между различными структурами для обогащения проводимой работы. Так, в рамках "клубного партнёрства" может быть организовано совместное заседание школы будущих матерей и молодых родителей. Где будущие мамы поприсутствуют на занятии с малышами, пообщаются с их родителями. Представители ветеранских организаций смогут обогатить содержание занятий с молодыми родителями бесценным жизненным опытом и т.д. Процесс воспитания детей старше 1,5 лет продолжается в дошкольных образовательных учреждениях, где организовано также взаимодействие между педагогами и родителями. В старших возрастных группах дошкольных образовательных учреждений "Росинка" и "Малыш", внедряется новая здоровьесберегающая технология доктора мед. наук В.Ф. Базарного, позволяющая не только сохранять, но и в определённой степени, восстанавливать утраченное здоровье. Реализация данной технологии продолжается и в средних образовательных учреждениях. Эта преемственность в какой-то мере устраняет проблему отсутствия преемственности между дошкольным и школьным образованием. Формирование педагогической культуры у родителей детей с 7 до 15 лет и духовно-нравственное воспитание детей этого возраста позволяет осуществить программы следующего этапа реализации комплекса. Воспитанию духовно-нравственных основ у более старших школьников и студентов медицинского училища и педагогического колледжа призвана воспитать программа "Духовно - нравственные основы семьи". Таким образом, к моменту вступления в брак, получившие среднее образование в СОУ и специальное образование в средних профессиональных учебных заведениях города, юноши и девушки будут уже готовы к серьёзной подготовке создания семьи. О том, как это должно происходить, уже говорилось в самом начале. О подаче заявления в ЗАГС и получения помощи службы практической психологии. Таким образом, круг воспитательных воздействий замкнулся. Будущие молодожены, планируя своё потомство, будут уже по-другому, более осознанно и ответственно относиться к процессу формирования семьи и воспитания своих детей нежели предыдущее. Цикл программы охватывает целое поколение. За это время на свет будут появляться новые технологии в образовании, и этап подготовки и переподготовки педагогических кадров всегда будет необходим. В связи с этим программа "Семья" предусматривает структуру подготовки, переподготовки и просвещения педагогических кадров и других субъектов воспитательного процесса. Педагоги и другие субъекты с новым прогрессивным мышлением и прогрессивными образовательными технологиями, обеспечат качественный процесс формирования личности детей и их родителей. Процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров постоянно будет питать ряды системы муниципального образования нашего и соседних районов. В результате чего опыт работы комплексной программы "Семья" шагнёт за границы нашего района, а затем и области. Педагогическая система Социально-педагогического комплекса молода и перспективна. У неё большое будущее. Так, организуя социально-педагогическое сопровождение, комплексная программа "Семья" обеспечит путь личности к осознанному родительству; тем самым, обеспечивая процесс формирования нового поколения грамотных, культурных, просвещённых родителей , что несомненно качественно скажется и на процессе формирования подростающего поколения. - усовершенствовать процесс формирования личности 1. Выявить творческий потенциал педагогов, родителей и общественности. Научно-исследовательское: Информационно-рекламное: Практическое: Издательское:
|