Концепция 
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
районная комплексная программа
"СЕМЬЯ"


Совет общественности Омутнинского района
Администрация Омутнинского района, организационный отдел
612740, Кировская обл., г. Омутнинск, ул. Комсомольская, 9.
тел. (83352) 2 - 11 -31

"Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью"
Вирджиния Сатир,
американский психолог

ПРЕАМБУЛА

Перемены, происходящие в современном российском обществе, государстве, образовании, предъявляют новые требования к качеству и содержанию отношений образовательных учреждений и семьи. По-прежнему, самой сложной проблемой остаётся привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей. И, как следствие, - возникает необходимость в организации просветительской работы с родителями.

Педагогические коллективы на современном этапе должны объединить свои профессиональные умения с умениями родителей, помочь семьям в их культурном и духовном развитии в интересах детей.

Решение обозначенной проблемы возможно при условии расширения взаимодействия системы образования с другими заинтересованными системами - здравоохранения, культуры, спорта; общественными организациями.

Создание единого образовательного пространства для полноценного личностного развития каждого ребёнка обуславливает необходимость разработки единой программы по формированию у населения осознанного родительства.

Такая программа - "Семья" - предполагает объединение в социально-педагогический комплекс заинтересованные организации, учреждения, отдельные личности, желающие улучшить качество развития и образования детей, используя новые формы оказания педагогической и социальной помощи семьям. Комплексная программа "Семья" - это структура, включающая в себя целый ряд самостоятельных, функционирующих автономно, элементов единого воспитательного пространства, где каждый блок, в то же время, является продолжением предыдущего и началом следующего блока всего комплекса воспитательных воздействий. И только реализация всех элементов в состоянии дать максимальный воспитательный эффект. Именно этот принцип, принцип единства воспитательных воздействий положен в основу педагогики, который позволяет, не упустив ни одной детали, формировать гармоничную духовно-нравственную, социально-адаптированную, здоровую во всех отношениях личность. Именно этого не хватает сегодня нашей системе образования.

Суть реализации программы заключается в отлаженном, последовательном взаимодействии ряда "ступеней единой цепи". Где каждая ступень представляет собой объединение специалистов клубов, школ, секций и т.п., направленных на решение проблем определённого этапа формирования семьи.

Так, например, на начальном этапе создания новой семьи, когда молодая пара готовиться создать семью, планируется организовать службу психологической помощи, помочь молодожёнам подготовиться к ответственному шагу в их жизни; помочь наладить взаимоотношения, как между собой, так и с новыми членами семьи, помочь процессу подготовки к осознанному родительству.

На этой же "ступени" планируется организовать клубы общения для молодожёнов. Такие клубы помогут не только культурно организовать общение молодых супругов, но и могут стать методом, где молодые люди получат свои советы по ведению хозяйства, благоустройству своего быта и т.д.

Следующая "ступень" социально-педагогического комплекса предусматривает работу с семьёй, готовящейся к появлению ребёнка. Семья в период ожидания ребёнка и первых лет его жизни, переживает кризисный этап, зачастую оставаясь один на один со своими проблемами. Существующая практика, связанная с планированием, ожиданием и воспитанием детей раннего возраста, оказывается оторванной от требований и достижений современной психологии и педагогики.

Квалифицированная медицинская помощь, которую получает семья в этот период, оказывается явно недостаточной для решения все совокупности возникающих проблем. Грамотно организованное просвещение молодых родителей в области педагогики и психологии должно стать столь же неотъемлемой частью работы с молодой семьёй, как и медицинское сопровождение.

С этой целью в нашем городе, на базе детского сада № 20 "Росинка" создать пренатальный центр "Росток".Для продолжения деятельности пренатального центра "Росток" в дошкольных образовательных учреждениях города создать школы для молодых родителей.

Занятия в этих школах должны посещают родители, имеющие детей от 3-х месяцев до 1,5 лет. Это семьи, дети которых ещё не посещают детский сад. Работа в этих школах предусматривает как семинары-занятия с родителями, так и игровые упражнения с малышами. Молодые родители учатся проводить развивающие занятия со своими малышами. Получают информационно-методические материалы с описанием игр, рекомендаций по развитию речи, двигательных навыков и т.п. И, главное, родители учатся понимать своего ребёнка, поддерживать его инициативу, доверять и прислушиваться к желаниям малыша.

Организуют и проводят занятия с родителями и детьми разные специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, медицинские работники, музыкальные руководители и т.д.

Такая работа по использованию новых форм взаимодействия с семьями позволяет:
· Повысить родительскую компетентность и оказать психологическую поддержку семье в начальный период формирования ребёнка;
· Объединить усилия дошкольных учреждений, других заинтересованных институтов детства и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей с ранних этапов их развития.

В рамках комплекса социальные педагоги и психологи ведут факультативные занятия со студентами и старшеклассниками по курсам: "Пренатальной (дородовой) педагогики", "Культура родительства", "Этика и психология семейной жизни". . В общежитии колледжа педагогики, экономики и права для студентов открыть клуб по интересам, на котором рассматриваются вопросы осознанного родительства, раннего воспитания детей.

Таким образом, сеть образовательных учреждений для детей дошкольного возраста в нашем городе переживает трансформацию в учреждения социально-педагогической направленности.

В дальнейшем на базе дошкольных образовательных учреждений планируется организовать другие вариативные формы взаимодействия с социумом:
· группы кратковременного пребывания детей;
· группы или клубы выходного дня;
· группы для детей с ограниченными возможностями.

Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволит значительно повысить эффективность этого процесса. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов, родителей, общественности будут осуществляться независимо друг от друга, и все стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Поэтому, комплексная программа "Семья" предусматривает, прежде всего, взаимосвязь и взаимодополнение усилий всех субъектов воспитания, от ступени к ступени, а также предполагает партнёрство между различными структурами для обогащения проводимой работы.

Так, в рамках "клубного партнёрства" может быть организовано совместное заседание школы будущих матерей и молодых родителей. Где будущие мамы поприсутствуют на занятии с малышами, пообщаются с их родителями. Представители ветеранских организаций смогут обогатить содержание занятий с молодыми родителями бесценным жизненным опытом и т.д.

Процесс воспитания детей старше 1,5 лет продолжается в дошкольных образовательных учреждениях, где организовано также взаимодействие между педагогами и родителями.

В старших возрастных группах дошкольных образовательных учреждений "Росинка" и "Малыш", внедряется новая здоровьесберегающая технология доктора мед. наук В.Ф. Базарного, позволяющая не только сохранять, но и в определённой степени, восстанавливать утраченное здоровье.

Реализация данной технологии продолжается и в средних образовательных учреждениях. Эта преемственность в какой-то мере устраняет проблему отсутствия преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Формирование педагогической культуры у родителей детей с 7 до 15 лет и духовно-нравственное воспитание детей этого возраста позволяет осуществить программы следующего этапа реализации комплекса.

Воспитанию духовно-нравственных основ у более старших школьников и студентов медицинского училища и педагогического колледжа призвана воспитать программа "Духовно - нравственные основы семьи". Таким образом, к моменту вступления в брак, получившие среднее образование в СОУ и специальное образование в средних профессиональных учебных заведениях города, юноши и девушки будут уже готовы к серьёзной подготовке создания семьи. О том, как это должно происходить, уже говорилось в самом начале. О подаче заявления в ЗАГС и получения помощи службы практической психологии. Таким образом, круг воспитательных воздействий замкнулся. Будущие молодожены, планируя своё потомство, будут уже по-другому, более осознанно и ответственно относиться к процессу формирования семьи и воспитания своих детей нежели предыдущее. Цикл программы охватывает целое поколение. За это время на свет будут появляться новые технологии в образовании, и этап подготовки и переподготовки педагогических кадров всегда будет необходим. В связи с этим программа "Семья" предусматривает структуру подготовки, переподготовки и просвещения педагогических кадров и других субъектов воспитательного процесса. Педагоги и другие субъекты с новым прогрессивным мышлением и прогрессивными образовательными технологиями, обеспечат качественный процесс формирования личности детей и их родителей.

Процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров постоянно будет питать ряды системы муниципального образования нашего и соседних районов. В результате чего опыт работы комплексной программы "Семья" шагнёт за границы нашего района, а затем и области. Педагогическая система Социально-педагогического комплекса молода и перспективна. У неё большое будущее.

Так, организуя социально-педагогическое сопровождение, комплексная программа "Семья" обеспечит путь личности к осознанному родительству; тем самым, обеспечивая процесс формирования нового поколения грамотных, культурных, просвещённых родителей , что несомненно качественно скажется и на процессе формирования подростающего поколения.

ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ

- усовершенствовать процесс формирования личности
- сформировать сферу воспитания с механизмом единства педагогических воздействий.

ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

1. Выявить творческий потенциал педагогов, родителей и общественности.
2. Помочь творческим личностям реализовать свои идеи.
3. Объединить разрозненный творческий потенциал и разрозненные педагогические. воздействия единой сферой воспитания.
4. Сформировать недостающие звенья единой сферы педагогических воздействий.
5. Объединить различные подходы и усилия участников педагогического процесса в единый непрерывный процесс, действующий по принципу восходящей спирали.
6. Обеспечить качественно новый уровень организации воспитательной работы в рамках СПК

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научно-исследовательское:
- поиск, исследование, анализ: идей, проектов, программ;
- разработка механизмов реализации проектов, програм.

Информационно-рекламное:
- распространение информации о работе: СПК; программы "Семья"; принципе единства воспитательных воздействий;
- обеспечение участников комплекса необходимой информацией, методическими материалами.

Практическое:
- подбор, разработка и реализация программ;
- привлечение финансовых средств;
- организация мероприятий;
- формирование творческих групп;
- подготовка и повышение профессиональной компетентности педагогов;
- просвещение родительской общественности;
- подготовка и повышение профессиональной компетентности педагогов;
- помощь творческим педагогам, родительской и другой общественности в реализации своего творческого потенциала

Издательское:
- издание подборок информационных материалов, программ и т.д.

Председатель социально-педагогического комплекса,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
В.А. Корепанов

 

Председатель районного Совета общественности
При Администрации Омутнинского района,
Председатель ОРО "Мир через Культуру",
социальный педагог

 

А.Д. Шитов

 

Если Вы нашли опечатки или хотите сообщить полезную информацию по данной теме, Вы можете добавить комментарий или отправить письмо
Найти: на

© Кировская лаборатория гуманной педагогики
www.klgp.narod.ru :: klgp@yandex.ru

Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Hosted by uCoz